вторник, 21 мая 2013 г.

Памятник аббату Фариа в Панаджи




В Панаджи, столице Гоа, прямо перед резиденцией правительства и законодательного собрания, установлен  очень странный памятник: мужчина в сутане простирает руки над женщиной, которая явно пребывает в трансе. Эта местная достопримечательность - памятник тому самому аббату Фариа, которого все мы знаем благодаря литературному гению Александра Дюма-отца. Как выяснилось, прототип литературного узника был выдающейся личностью: священник, йогин, политик, борец против колониализма, ученый, магнетизер и вообще основатель учения о гипнозе.

Хосе Кустодио появился на свет близ Гоа в 1756 году в семье Каэтано Виторино де Фариа и его жены Розы Марии де Соуза. По линии отца он принадлежал роду Анту Синай, индийского брамина-выкреста, т.е. принявшего христианство.

В возрасте 15 лет Хосе Фариа перебирается в Рим, где стараниями отца попадает в ватиканский Колледж Пропаганды, а в 1780 году перспективный молодой человек заканчивает курс теологии. Далее нашему герою открываеся блестящая перспектива в смысле карьеры. Но это происходит уже в Лиссабоне. Он назначен на должность проповедника в королевскую церковь. Конечно, это произошло не без активного участия отца, бывшего на тот момент исповедником самой королевы.

Казалось бы, чего еще желать? Живи и радуйся. Но в 1788 году папаша с сыном срочно пускаются в бега. Как открылось, оба были замешаны в заговоре, который зародился в Гоа годом ранее.

Священники, численностью 17 человек, организовали против португальских иезуитов настоящее восстание. По сути, эту акцию можно расценивать и более широко, например, как выступление против колониального гнета. Ведь у португальских иезуитов была практически неограниченная власть.

У восставших была вполне конкретная цель – провозглашение Гоа республикой под управлением Народного Совета. Увы, бунт был подавлен, не успев толком начаться, а его участников казнили. Нетрудно догадаться, какая участь ожидала бы обоих Фариа, если бы они не окунулись с головой в насквозь революционный Париж 1789 года.

Молодой Хосе становится командиром батальона санкюлотов. Однако спустя несколько лет французскую столицу также  пришлось покинуть. Нашему герою не простили его революционного прошлого. Так он оказался в Марселе где, становится профессором Марсельской академии, и преподает в местном лицее. А однажды он даже поддержал бунт учащихся. Это послушило достаточным основанием для перевода в Ним на куда как более скромную должность, помощника преподавателя. И вот уже  отсюда, взятый под арест наполеоновской полицией, его снова доставляют в Марсель, в карете с железными решетками. В Марселе же и состоялся суд.  Его обвинили в подготовке восстания бедноты и поместили в мрачные казематы замка Иф.

Точный срок его заточения в замке Иф неизвестен. Но доподлинно известно, что он был отпущен на свободу только после свержения Наполеона.

Хосе возвращается в Париж и в доме №49, что по улице Клиши, открывает зал магнетизма. Отбоя от посетителей не было. Одни приходят к нему в надежде получить исцеление от недуга, другие видят в этих визитах прекрасную возможность заявить о себе миру, были и просто праздные зеваки.

Загадочная личность аббата, огромный рост, смуглая кожа, репутация мага и врачевателя – вот составляющие успеха его предприятия. Со временем чисто эмпирическим путем, он пришел к выводу, что в так называемом сомнамбулизме нет ничего сверхъестественного. В своей практике он не прибегает ни  к «магнетическим пассам», ни к прикосновениями, ни к чародейским взглядам. Аббат вызывал «магнетические реализации» простой командой «спите!»

Естественно мимо такой популярности не могла пройти католическая церковь. В адрес экспериментатора обрушился шквал яростной критики. Фариа обвинили в связи с нечистым, а животному магнетизму вынесли следующий вердикт — все это, дескать, результат действия флюидов мерзейшего адского происхождения. Проклятия и наветы церковников заставили клиентов и любопытных обходить стороной дом на улице Клиши. Вскоре магнетизер был всеми забыт. Чтобы не умереть голодной смертью, аббат Фариа был вынужден принять скромный приход. Именно в этот безрадостный период своей жизни он и пишет книгу «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии». Умер он в полной безвестности и нищете в 1819 году.

Странная, таинственная личность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий